ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ХОРОШИМИ, –
СДЕЛАЙ ИХ СЧАСТЛИВЫМИ
Ильсаяр Валентиновна Хусаинова работает в Заинской школе № 5 18-й год. Но в педагогике она всю жизнь. Март этого года принес ей не только весну, но и второе место в финале конкурса «Учитель года 2010».
- До этого наша школа не участвовала в конкурсе, - говорит директор Валентина Александровна Данилова, - но в этом году решились, тем более, что Ильсаяр Валентиновна достойна этого. Замечательный педагог, творчески подходит к своему предмету.
Ильсаяр Валентиновна - из педагогической династии, как она сама говорит, Хусаиновых - Ивановых - Шаймуратовых. Часть живет и работает здесь, часть – в Набережных Челнах. Их общий педагогический стаж составляет 245 лет. То, что династия будет продолжена, – сомневаться не приходится: ее дочь Надира уже заканчивает пединститут, будет учителем истории. Мама Ильсаяр Валентиновны, в свое время руководившая этой школой, теперь возглавляет районный Совет ветеранов педагогического труда.
А в то время у закончившей школу Ильсаяр начиналось все не так, как хотелось, наверное, ее родителям. Она два года поступала на научный коммунизм, полагая получить серьезное образование (нынешнее поколение, наверное, и не знает, что это такое). Волею судьбы попала в пединститут, на отделение «Русский язык и литература». И поняла, что это ее. Училась с удовольствием, потом предлагали остаться на кафедре, но девушка заявила: «Только в школу!» Потому что ей это было чрезвычайно интересно.
Когда-то она была членом КПСС, и было время, ее заставляли работать вторым секретарем райкома комсомола. Как-то не захотела, уехала в один район, потом в другой – находили и там, и также привлекали к работе в комсомоле.
Прессинговали ее долго, что называется не мытьем, так катаньем, чтобы заполучить на комсомольскую, а затем и партийную работу, но опять упрямая девушка подтвердила свое предназначение: в школу. Понемногу отстали. И сегодняшний день как нельзя лучше показывает, что она была права в своих педагогических воззрениях, и ей место в школе.
С приходом нового директора, которая вдохнула в школу некую новую жизнь, появилось и желание показать себя. Участвовать в конкурсе у нее поначалу не было никакого желания, хотя были и результаты и потенциал. Не сразу, но убедила ее Валентина Александровна в необходимости участия. Дальше – больше, и вскоре уже на вопрос некой старшеклассницы «А вам это надо?» ответила: «Надо, чтобы школа звучала». С этим и шла на конкурс. То, что она там оказалась, уже было не-ожиданностью, а уж второе место на конкурсе – это уже победа!
Хоть и не думала Ильсаяр Валентиновна о конкурсе, но шла она к нему целенаправленно. Потому что были победы и награды. Однако в списке заслуг она скорее назовет конечный результат своего труда: учеников, которые достигли определенных успехов не только в школе, но и по окончании ее.
Преподает она русский язык и литературу. Предмет, по ее твердому убеждению, необходимый, о котором может долго и увлеченно рассказывать. Но свое собственное мнение у нее, конечно, есть не только на свой предмет, а на всю педагогику. Так, например, она считает, что можно подготовить ребенка к единому госэкзамену, но если он не дотягивает до определенного уровня, ему будет сложно. А откуда появляется этот уровень. С начального образования, которое происходит в семье. Не занимаются родители ребенком – у него не будет соответствующей подготовки.
Привить любовь к чтению в школе бывает также сложно, это надо начинать с детства. Но, тем не менее, ее дети (имея ввиду класс) читают. В пятом классе они заводят записные книжки о летнем чтении. Задания для всех разноуровневые. Ребята затем отчитываются: кто что прочел. Потом, как рассказывает Ильсаяр Валентиновна, бегают за ней и просят проверить, что прочел. Это не программное чтение, но ребятам очень интересно.
- Мне часто задают родители учеников вопрос о том, как приучить детей к чтению, - рассказывает Ильсаяр Валентиновна, - но в пятом классе такой вопрос задавать уже поздно. Но конечно, пытаемся…
На вопрос, школа должна воспитывать или преподавать, отвечает не задумываясь:
- Все же воспитывать. Дети не просто приходят за знаниями или аттестатом зрелости. Некоторые приходят за какой-то другой жизнью, которой не видят вне школы. Они делятся с учителями своими проблемами, советуются.
Интерес к ее предмету в классах, где она преподает, обусловлен ее неравнодушным отношением, ее созидательным подходом к своей работе. Заинтересовывает ребят через конференции, обсуждения. Сегодня, скажем, ребята делают презентацию «Лучшая книга о Великой Отечественной войне». Это им очень интересно.
Сколько учеников прошло через нее, она вспомнить, конечно, не может – много, начиная с 1982 года. Много медалистов, много совершенно замечательных, еще больше просто хороших.
- Но странное дело, - говорит Ильсаяр Валентиновна, - вспоминаются больше хулиганистые ученики.
И отдельно, конечно, вспоминаются те, кто пошел по ее стопам, тем более, кто специализируется по русскому языку и литературе.
Сегодняшним ученикам, считает она, очень тяжело, они загружены до предела. Она пытается в меру сил помочь им устоять, прежде всего, психологически. Проводит с ними что-то наподобие психологического тренинга. Она уверена в истине, высказанной кем то из великих: «Хочешь, чтобы дети были хорошими, – сделай их счастливыми».
Благодаря таким учителям, как Ильсаяр Валентиновна Хусаинова, дети хоть чуть-чуть, но становятся лучше и счастливей.
СЕРГЕЙ БОРОДИН, «ИТ» Материал взят http://www.tatarnews.ru/?page=8&article=1908Каждому учителю памятен первый урок. Запомнился он и Магире Фатыховне Ивановой. Запечатлелся до самой мелочи. Это и тревожное поскрипывание половиц в школьном коридоре, и холодное прикосновение дверной ручки, и десятки настороженных детских глаз, устремлённых на неё, и первые слова, произнесённые каким-то странным голосом, словно говорила не она, а кто-то другой, посторонний.
И не случайно так запомнился этот урок, потому что это была мечта детства – стать Учителем. Она с малых лет завороженно смотрела на учителей, они казались ей недосягаемыми.
А до первого, такого памятного урока были и Елабужское культурно-просветительное училище, которое Магира Фатыховна окончила в 1957 году, и работа библиотекарем, затем директором Дома культуры в Челнинском районе. А педагогическая деятельность М.Ф.Ивановой началась в 1968 году в средней школе ≤5 города Заинска. Она работала воспитателем группы продлённого дня. Далее – годы работы учителем истории и обществознания (Магира Фатыховна окончила историко-филологический факультет Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина), работа заместителем директора по учебной работе, а затем – директором в средней школе ≤5 города Заинска.
Она не принадлежит к типу добреньких и всепрощающих директоров, и тем не менее её глубоко уважают. Учитель – наставник, учитель – друг, она заслужила абсолютное доверие детей и родителей. Школа не терпит равнодушия, созерцания, оглядки, она всей своей внутренней жизнью устремлена в будущее, в творчество. Именно на глубоких теоретических размышлениях, оценивая богатый практический опыт, школа под руководством Магиры Фатыховны подошла к проблеме развивающего обучения. Работая директором, она заложила много новых традиций: СПК-5 (школа стала центром воспитательной работы в микрорайоне), производственное обучение, школьное лесничество, которое стало известно не только в республике, но и во всем Советском Союзе.
Труд Магиры Фатыховны Ивановой оценён по достоинству: она награждена Почётной грамотой Министерства просвещения ТАССР, значком «За сбережение и приумножение лесных богатств России» Федеральной службой лесного хозяйства Российской Федерации, Почётными грамотами администрации города Заинска и Заинского района, за заслуги в области народного образования ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы Республики Татарстан».
Воспитала двоих детей.
С 1999 года М.Ф. Иванова на заслуженном отдыхе. Но она не равнодушна к школьному делу, часто проводит уроки нравственности в школе, где я, ее внук, учусь. Она сплотила вокруг себя творческий коллектив: занимается досугом и укреплением здоровья ветеранов педагогического труда. Она – председатель совета ветеранов педагогического труда Заинского муниципального района, участник всех больших и малых семинаров, конференций, встреч «без галстуков». Такова ее душа – ни часа, ни дня не может жить без детей, без коллег – педагогов, без работы. Она постоянно в творческом поиске, несмотря на то, что ей 72 года. Она педагог от Бога, и всегда говорит, что бывших учителей не бывает. На встречу с учениками до сих пор готовится долго и тщательно, как на урок. Ей принадлежат слова: «Я никогда не появлюсь, несмотря на возраст, без стильной прически, в туфлях на низком каблуке». Она придерживается стиля учителя всех времен – белоснежная кофта и строгая прямая черная юбка. Нам кажется, что она никогда не состарится. Не так часто встретишь людей, которые живут в ногу со временем, еще реже – живущих, опережая время. Моя бабуля - Иванова Магира Фатыховна – одна из них!
Преемниками учительской профессии стали дети Магиры Фатыховны: Ильсаяр Валентиновна Хусаинова (дочь), и Вадим Валентинович Иванов (сын) стали педагогами.
Ильсаяр Валентиновна, окончив в 1982 году филологический факультет Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина и получив специальность филолога, работает в МОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа ≤5» Заинского муниципального района. Она учитель высшей квалификационной категории. С 2001 года руководит работой муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы; является членом муниципальной комиссии по проверке аттестационных работ выпускников, претендующих на золотую и серебряную медали; член муниципальной экспертной группы по аттестации учителей русского языка и литературы; член республиканской экспертной комиссии по оцениванию заданий с развёрнутым ответом по предмету «русский язык»; участвовала в работе республиканской комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по проверке аттестационных работ претендентов на получение золотой и серебряной медали. Имеет награды и благодарности Министерства образования и науки РТ, отдела образования Заинского муниципалнього района.
Сейчас она работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе, продолжает дело матери.
Вадим Валентинович Иванов (сын М.Ф.Ивановой) начал свою трудовую педагогическую деятельность в 1984 году в СПТУ-68 города Буинска. Затем преподавал математику в школах ≤3, ≤5, ≤6 города Заинска, был директором Дома детского творчества, до 2003 года директорствовал в Заинской средней общеобразовательной школе ≤1.
Римма Мисваровна Куприянова (жена В.В.Иванова) окончила в 2004 году Елабужский государственный педагогический университет, работает в МОУ «Поручиковская средняя общеобразовательная школа», а преподавать начала после окончания педучилища в 1991 году.
Педагогами работают и младший брат Магиры Фатыховны Ивановой – Шаймуратов Тагир Бариевич, и её племянники – Шаймуратов Ильдар Тагирович, Гильмутдинова Танзиля Тагировна (дети Т.Б.Шаймуратова), Безрукова Лилия Вафировна, Хафизов Василь Вафирович (дети старшего брата В.Ф. Хафизова), Беседина Лайсан Саетзяновна (дочь младшей сестры С.Ф. Хафизовой).
Более тридцати двух лет работает воспитателем в пришкольном интернате жена Тагира Бариевича Светлана Гумеровна.
Скорая встреча со школой ожидает и Хусаинову Индиру Риналовну, внучку М.Ф. Ивановой Индира закончила Татарский государственный гуманитарный педагогический университет, училась на историческом факультете. Будет, как и основатель династии, педагогом со специальностью историк.
Творческий поиск, инициатива, стремление дать глубокие и прочные знания учащимся, поделиться своими находками в организации педагогического процесса со своими товарищами – такова отличительная черта, характеризующая династию Ивановых – Шаймуратовых, которая отдала педагогической деятельности более 280 лет.
Я – Хусаинов Ратмир, продолжатель династии Ивановых – Шаймуратовых, выбираю профессию Учитель!
От редакции. Представлена газетная версия работы.
Материал взят http://www.tatmedia.com/rus/news/show/395004